Обряд вызывания дождя «Шыйлык»

обряд дождь погода плодородие татарский татары
25 июня
Яңгыр яу, яу!

Без сорыйбыз ходайдан

Арыштан, бодайдан,

Пәрәмәчтән, күмәчтән.

Сыерларның сөтләре

Аз булмасын, күп булсын

Игеннәрнең башлары

Ач булмасын, тук булсын.

Кара сарык суярмын,

Ботын сиңа куярмын,

Сөтле сыер абзарда,

Бар да булыр яуганда. 

Прочитав все молитвы, участники произносят следующие слова: «Ярабби, мәрхәмәтле Аллам, яңгыр яудыр (3 раза). Безгә зыян китерми торган, безгә файдалы булган яңгыр яудыр, Яраббым»/ «Боже, всемилостивый Боже, наиспошли дождь. Ниспошли дождь, не приносящий вред, полезный для нас» (пер Л.Давлетшина, автор - Гимадиева Марьям Шайхутдиновна, 1931 г.р. – д. М.Карамалы Камско-Устьинского района РТ).Яңгыр яу, яу
Кто записан
жители д. Малые Карамалы Камско-Устьинского района Республики Татарстан
Источник

Обряд передается по наследству из поколения в поколение
Контекст записи
Обряд является коллективным. Эффективность его зависит от числа участников и присутствующих – чем больше, тем лучше. Участие каждого человека в обряде проявляется в совместном поедании мяса. Жители, которые не могут принять участие в самом обряде, провожает участников с пожеланиями благодарности и стараются направить вместо себя детей и внуков.

Перед обрядом обязательно надо было провести полное омовение и надеть чистую одежду, так как молиться можно только после этих процедур.
Примечания
Обращение к духам-хозяевам, духам предков подтверждает, что этот обряд берет начало с Тенгриянства и это отражается в подборе пространства для моления. Оно несет определенную семантическую нагрузку. В сознании татар место около кладбища, направление реки вниз по течению были связаны с путем в загробный мир. Поэтому эти места назывались изге (святыми). По мнению наших предков, на этом месте легче связаться с духами умерших. Берег реки – символическое место соединения воды земной и воды небесной.
***